усы2

Стой под стрелой

Поступки и мысли, о которых могу вспомнить не краснея

Previous Entry Поделиться Next Entry
Никто не умеет писать программы
усы2
tonsky
Я тут папе ноутбук прикупил с Виндоус 8. Одним из артефактов знакомства стала новость, что при первом включении надо проходить капчу:



Ну и естественно, более плотно пообщался с родителями на тему компьютеров.

Каждый раз, когда они меня о чем-нибудь спрашивали (простые вещи вроде «а как мне позвонить Сереге / а вот и он звонит и чо»), я, прежде чем ответить, слушал про себя, как мой ответ звучит. Звучит он всегда как бред сумасшедшего. Нелогичные аргументы, несостоятельные причины и абсурдные следствия. И сразу становится таааак неудобно перед хорошими людьми, которые ни в чем не виноваты, и я не виноват, а просто мы компьютерщики капитально зафейлили такой классный бытовой прибор с таким классным потенциалом.

Я сам-то всё понимаю. Но это я молодым разобрался и у меня эта ментальная модель компьютера в голове сидит. Когда тебе 15 лет, ты не выносишь суждений, а запоминаешь как обстоят дела. С моделью хорошо, модель помогает, конечно. Когда что-то случается, ты ориентируешься в происходящем не по тексту сообщения (который не спешит на помощь — Ошибка 34, ну?), а по внешнему виду окошка — способу рендеринга, форме, цвету, расстоянию между кнопками. Я не говорю, что это плохой навык лично для меня, но со стороны звучит абсурдно, не так ли? И не очень понятно, чем так провинились люди, которые просят научить их пользоваться компьютером, а мне для этого надо вот это вот невербализуемое, несводимое к алгоритмам или правилам, передать.

Пока о ментальной модели не нужно чего-то сказать, не видно, насколько она мимо — мимо людей, их представлений о жизни, мимо устройства мира, мимо всего их предыдущего опыта, мимо потребностей, задач. Хочешь посмотреть фотографии — тебя спрашивают, какой программой вы хотите их открыть? (о, это издевательское «хотите»! Я не хочу программу, я хочу фотки посмотреть!) Идешь открывать документ — тебя просят подключиться к интернету и завести аккаунт майкрософт. Вздумал перекинуть файлы — только не выдергивай флешку! Пройди в область уведомлений, это такие маленькие значки рядом с часами, найди такую иконку в форме черт-знает-чего… О, как я люблю диктовать подобные вещи по телефону! Знаете, как соединить два компьютера в сеть? Самый простой способ — дождаться приезда сына из Ульяновска.

В разговорах о компьютерах я все чаще соглашаюсь, что всё это бред. А как сделать вот это? Так-то и так-то. Но это же бред! Да, бред. Такие вот делают компьютеры. Я даже не могу сказать зачем. Просто не умеют. Извините. Почему у айтишников, да и вообще у нердов прокачана формальная логика? Потому что обычные житейские навыки внутри компьютера не действуют. Как злющий юрист, компьютер всегда норовит подловить на тончайших, едва заметных глазу нюансах и различиях. Только делает это не по злому умыслу, а по общей своей дубовости.

Я вообще боюсь смотреть, как люди пользуются компьютером. Боюсь, что мне станет неудобно, но больше всего боюсь, потому что не смогу помочь. Я даже к жене в ноутбук стараюсь не заглядывать. Если я увижу ошибку и начну объяснять, тут же станет неочевидно, чей способ правильнее, потому что в правильном способе зачастую меньше логики и он сложнее. Скриншот экрана, сделанный фотоаппаратом, внутри ворда внутри рара? Это не смешно. Это правда проще.

Мы все халтурим. Халтурим со страшной силой. Никто не умеет, не научился и не хочет учиться писать программы. Уже 20 лет потребительский компьютер ходит вокруг удобства использования, не приближаясь к нему. Аппаратный прогресс впечатляющ. Для компьютера больше не нужна отдельная комната, он может затеряться в папке бумаг. Но стоит загореться экрану, и на нем начинают крутиться всё те же перфокарты.


Да ладно, на планшетах вполне себе все просто и фотки и позвонить и список продуктов написать. А компьютер слишком универсальный, чтобы быть простым. Одному надо фотки и скайп, а другому Эрланг и ssh туннель на луну.

Edited at 2013-01-08 21:43 (UTC)

Эрланг и полёты на луну тоже могли бы быть гораздо проще.

Мне тут жене понадобилось объяснить, как поставить питон и подключить к нему пару депенденсей (SciPy, NetworkX). Она математик, а не не программист, и писала программы только в Mathematica.

Как это сделать, если человек вообще ни разу не видел командной строки в своём макбуке?

(Удалённый комментарий)
без темы (Анонимно) Развернуть
Пересел родителей Windows -> Mac OS X -> iOS.

«Когда-то я мечтал о компьютере, которым было бы так же просто пользоваться, как телефоном. Моя мечта сбылась — я теперь толком не умею пользоваться своим телефоном» (с).

Про это писали уж не менее 10 лет назад как. Почти классика: The Inmates Are Running the Asylum: Why High Tech Products Drive Us Crazy and How to Restore the Sanity. Но ведь *** - не читатели, а писатели.

(Анонимно)
Нет, это писали еще раньше. См. Design of Everyday Things. Не помню автора.

Мне кажется, корень проблемы в том, что большинству людей не нужны персональные компьютеры.

Но иметь персональный компьютер и ряд аналогичных гаджетов - это модно. Ну, и к тому же они действительно выглядят круто. Но по существу для большинства людей они просто бесполезная игрушка.

Вот и выросла огромная индустрия обслуживающая что-то, что не имеет никакой особой цели. Просто такой аттракцион.

Edited at 2013-01-08 22:23 (UTC)

Нужны конечно не компьютеры. Но кроме компьютеров до недавнего времени ничего и не было. Если бы для повседневных задач (писать письма, чатиться, смотреть фильмы/фотки, лазить по инету) хватало чего-то более простого (даже в виде нескольких устройств), покупали бы более простое.

CAPTCHA вообще не нужна и вполне заменяется на немешающие пользователю механизмы защиты.
Но CAPTCHA, показываемая всем подряд при регистрации Windows - позор Microsoft-у. Твои родители ведь не через proxy ходят и у них относительно уникальный IP address.
Неудивительно, что Microsoft постоянно теряет market share.

> ведь не через proxy ходят и у них относительно уникальный IP address.

Если посчитать количество публичных IP4 адресов и сравнить с количеством уже существующих абонентов, то станет очевидным, что уникальность их адреса драматически преувеличена и с каждой секундой драматичность всё нарастает.

Но относительно капчи при установке ОС и доступу к локальным документам - согласен, надеюсь Данте на том свете уже подготовил ТЗ для нового круга ада, спецом для маркетоидов.

в линупсе кстати с этим уже давно получше. всё логично и все связи можно объяснить

Попробуй эту логику родителям пересказать. И вообще, линупсов много, а графические UI у них тот же кромешный ад, даже хуже.

Я блядь столкнулся очередной раз плотно с айтюнсом. Я вожусь с компьютерами с середины 90-ых и эта модель у меня есть.
Но айтюнс настолько конское конченное злоебучое ломоное глюкало, настолько алогично... короче я не справился.
Слава богу существуют китйцы и они сделали правильный простой аналог iTools. И полегчало. Теперь я их по-очереди юзаю.
Простите, не сдержался.


купившим анальную продукцию жёппл странно жаловаться на ойтюнс

без темы (Анонимно) Развернуть
Для потребителей есть айпады. Они интуитивны. Даже дети, обезьяны и кошки в них разбираются без инструкций.

Детям, обезьянам и кошкам как раз проще в них разбираться - они не подвергались воздействию двух десятилетий экосистемы Windows.

> Идешь открывать документ — тебя просят подключиться к интернету и завести аккаунт майкрософт

ну вот это к халтурству кого бы то ни было не имеет отношения, это вполне сознательное решение руководства Microsoft. Продвигают своё облако.

Халтурство всё равно. Сначала нужно документ открыть, а потом уже продвигать всё что влезет. Это как IE открываешь, чтобы сайт посмотреть, а он задаёт 2 десятка вопросов и открывает какой-то MSN с какими-то предупреждениями. Или открываешь видео поглядеть, а там виндовый плеер выскакивает, всё блокирует и не закрывается, пока анкету не заполнишь.

> мы компьютерщики капитально зафейлили такой классный бытовой прибор

Компьютер не является бытовым прибором. Практически по-определению. Самое близкое из "бытового" к тому, чем он является (не считая конструкторов Лего) - это безразмерный шкаф для установки бытовых приборов самых разнообразных конструкций и назначений.

> Знаете, как соединить два компьютера в сеть? Самый простой способ — дождаться приезда сына из Ульяновска.

Вообще-то самый простой - вызвать на дом профессионала (аналогично, кстати, самому простому способу подключить такой замечательный прибор, как стиральная машина). А дождаться приезда сына - это самый дешёвый (и возможно самый комфортный) способ.

без темы (Анонимно) Развернуть
без темы (Анонимно) Развернуть
Через 20 лет такой проблемы не будет по большому счету. Людей, которые не научились работать на компьютере будут волновать только катетеры и медсестры. Остальные будут иметь скиллы с детства

Edited at 2013-01-09 04:58 (UTC)

Вот я и боюсь, что времени на исправиться все меньше.

без темы (Анонимно) Развернуть
Историческая парадигма, когда компьютер был продлением технических умов, преодолевается с трудом, потому что всем занимаются по-прежнему те же умы. Отсюда и «луникс лучше подойдет для вашей бабушки».

Ага, и многие работники айти (даже по комментам здесь) всё еще в шоке и не могут поверить, что обычные люди не хотят учить 15 волшебных команд чтобы улучшить работу с историей в командной строке.

Как говорил один из моих учителей, критика бывает конструктивная и деструктивная. К сожалению, в посте не видно конструктивных предложений, что делает критику в нем деструктивной. Короче, как правильно надо делать-то?

Конструктивное предложение - попробовать рассказать бабушке, как пользоваться твоим приложением. Ну это в основном для дизайнеров UI полезно.

Да просто не нужно никому программы писать, и так всё отлично.

(Анонимно)
Ну производителям особо и не важно удобство пользователя. Ну они, конечно, декларируюсь, что им это важно. Но на самом деле программистом важно удобство программирования, а маркетологам бабло. Об удобстве пользователя заботимся лишь в той мере, в какой оно не противоречит первому и второму :)

Пользователи сразу же забьют на такой подход при первой альтернативе

А что житейская логика?
Скажем, можете кому-нибудь объяснить, как топить печку или выращивать картошку? Тоже весьма каунтеринтуитивные последовательности действий, в которых нельзя увидеть логику без знания нетривиальных биологических и биохимических фактов.

Я не про настоящие причины, а про то, может ли это всё уложиться в голове. В этом смысле картошка хорошо (пусть, может, и неправильно) объясняется. Алгоритм растопки печки тоже, плюс печка очень наглядно топится.

> Я не хочу программу, я хочу фотки посмотреть!)
Гм. А вот скажем это не фотки, а картинка. В формате SVG, или скажем EPS. И че делать предлагается? На мой взгляд подход "я хочу картинку посмотреть" быстро нас приводит в тупик, как только мы думаем о реально универсальном инструменте.

Именно поэтому андроиды говно - считают, что лучше пользователя знают, что с его фотками делать. Но тренд однако и идиотоориентированный интерфейс покоряет рынок.

без темы (Анонимно) Развернуть
Прочитал. Интересно. Хотя и моментов спорных — через один.
Но в итоге так и не понял, это годный пост или еще одна попытка "подосрать" 8-ку? Или просто философские размышления без возможности практического применения?

(Анонимно)
Это тонский открывает для себя, что зимой идет снег и делает из него вывод, что в аду идет дождь.

А я вот не согласен. Меня, наоборот, дико бесят попытки в современных системах все сделать для идиотов. Считая, что они лучше знают, какой программой что открывать, и что лично мне нужно по их мнению. А в остальное - не пущать, ни-ни, вдруг пользователь что не то сделает. В итоге, чтобы убедить свой андроид, что москва - это часовой пояс +4, а не то, что он думает, необходимо взламывать систему.

Всем нужно разное, и ставя во главу тех, кто не способен понять как что работает, создатели софта
1. Дискриминируют тех, кто понимает как что работает
2. культивируют идиотизм.

И даже разделение сфер: это для идиотов, а это для умных - не помогает. Все ведь считают себя умными. И вместо фотоаппарата с одной кнопкой "нажми и не думай" покупают навороченную зеркалку, а потом не знают, что с ней делать.

Вы браузером пользуетесь? Он вас не спрашивает, какой программой какой сайт открывать? Удобно?

А я ведь это уже видел. 10 лет назад, в замечательной агитке про психбольницу которую тут уже 2 раза рекомендовали. Тогда под этим соусом нам всем продали эппл, и "программисты не должны проектировать UI". И что теперь? Эппл с нами, программисты давно уже ничего не проектируют, а счастья так и нет, надо начинать сначала.

Правда, между тем, в том, что вычислительная техника открывает перед нами мир с очень большими возможностями, практически безграничными по сравнению со всем что мы видели до этого. И было бы странно для общения с этим миром использовать привычки из ограниченного старого мира. Тем более что не такой уж он и лёгкий в общении этот мир, просто мы привыкли к его сложности. А если попытаться вашими словами описать, я не знаю, процесс одевания перед выходом на улицу - получится ад юзабилити. Почему нет предупреждения о незастёгнутой ширинке? Почему я всё время должен искать парный носок в куче постираных, неужели нельзя решить эту проблему? И так далее.

И где это вы видели windows которая спрашивает чем открывать фотографию? У меня она показывает таки фотографию, а у кого стоит фотошоп, она наверное откроет молча в фотошопе (вы хотели смотреть фотку? смотрите).

> А если попытаться вашими словами описать, я не знаю, процесс одевания перед выходом на улицу - получится ад юзабилити. Почему нет предупреждения о незастёгнутой ширинке? Почему я всё время должен искать парный носок в куче постираных, неужели нельзя решить эту проблему?

Какое-то у вас примитивное представление о юзабилити, при чем тут предупреждения? С одеждой все хорошо — во-первых, чтобы с этому обучить, достаточно показать, во-вторых, у нас есть слова, чтобы обмениваться знаниями на эту тему.

(Анонимно)

В каждой шутке есть доля шутки, ага.

Мне нравится в Таиланде наблюдать за бабушками на рынке, они продают свои помидоры и манго и одновременно на ноутах включают видео на ютюбе и смотрят какие-то песни и клипы, может быть свою ЭхоМацы тоже смотрят. Не знаю просили ли они детей или нет, но вот со стороны эпизодически не видно как они ноют, на клавишах нажимают и помидоры продавать успевают. Совковые жители купили какого-то лома подешевле и хотят пальцами щелкать и чтобы им все сразу на тарелочке было.

А вторая мысль в статье чистой воды снобизм, но тоже похоже происходит из предыдущей проблемы. Люди приспосабливаются всю свою жизнь, зимой одевают утепление, на работу ездят по расписанию, в чем проблема сфотографировать и вставить в ворд документ? Если это и есть тот самый результат? Почему что-то обязательно должно быть упрощено, кто сказал что это лучше? Миллионы кретинов возле зданий с крестами руками машут и херню бормочут, а в области уведомлений не хотят кнопку нажать, чтобы достать флешку, хотя у этого ритуала есть научное обоснование.

Может надо было бы сесть и объяснить родителям, что они сами себя в средневековье загоняют и все эти вещи им по силам, ввести в яндексе/гугле запрос научили, теперь можно ввести запрос "как настроить сеть между компами". У родителей небось и образование получше чем у тайской бабушки на рынке.

А объясните мне в порядке любопытства, что за научное обоснование про извлечение флешки?

без темы (Анонимно) Развернуть
без темы (Анонимно) Развернуть
без темы (Анонимно) Развернуть
без темы (Анонимно) Развернуть
Alexey Dubovtsev - Tango - Operacionnaya sistema iz budushego - 2010

А это здесь в каком контексте?

?

Log in