усы2

Стой под стрелой

Поступки и мысли, о которых могу вспомнить не краснея

Previous Entry Поделиться Next Entry
Дикий, дикий запад
усы2
tonsky

По поводу Westworld. Когда его анонсировали, я сам первый бегал и всем рассказывал, как круто его сделают с возможностями современного Голливуда. Старый фильм был хороший, для своего времени даже знаковый (Кэмерон из него кое-что потырил в Терминатора), но, во-первых, старый, и во-вторых, немножко пресный. Крайтон все-таки писатель, а не режиссер, а в кино сценарий это только полдела. Важно, как он разыгран (см. Парк Юрского периода). Плюс, формат сериала подразумевал, что можно гораздо больше текстуры добавить происходящему. Плюс выкинуть линии средневековья и античности. Короче, недостатки были понятны, возможностей больше, можно сделать очень впечатляюще визуально. И что?

Первая серия была очень классная. Крутая обманка для тех, кто думал, что это ремейк, много маленьких симпатичных сцен, деталей, красиво, жестоко, масштабно. Классные фактурные моменты — робот-собутыльник, скажем. И да, я визжал от того, как они актуализировали регламенты парка под компьютерные ролевые игры. Крайтон их еще не застал, но мы сейчас уже представляем, как симулированные миры работают, чем они развлекают игроков, как ведут себя NPC и как — игроки. Это всё черточки настоящего, очень приятные.

А дальше вот что. У оригинального фильма была, простите, проблематика. Вся развлекательная история намазана на ядро, которое взято из реального мира, которое есть здесь, по эту сторону экрана. Через конкретную, частную историю мы видим обобщение страхов, настроений, проблем. Это не саспенс, эффект на пять минут, про который помнишь, в лучшем случае, пока сидишь в зале. Тот фильм было тревожно смотреть. Он запоминался.

И он умудрялся, при всей простоте интриги, выглядеть сложнее даже «Парка», тоже не самого пустого фильма. В «Парке» были технологии на службе развлечения, неизбежный развал сложных систем, ответственность за эксперименты, в Westworld-е (Крайтноновском) добавились возникновение разума и моральное отношение к роботам (к динозаврам таких вопросов как-то не возникает). Ну и роботы тупо, кажется, ближе, сейчас по крайней мере.

Что из этого перекочевало в сериал? Удивительным образом ничего. Они удачно обошли более-менее все вопросы из оригинала. Это запутанная, приключенческо-детективная история, которая использует сеттинг примерно никак. Точнее, она использует его, чтобы провернуть со зрителем трюк (судя по доминируещей фанатской теории, последняя серия еще не вышла), просто используя тот факт, что роботы не стареют. Ну, и еще поиграть в викторину «угадай, кто из героев робот».

С трюками вот что. Они впечатляют, но это впечатление разовое. В моменте. Оно и забывается быстро, и эмоционально годится разве что гыгыкнуть с друзьями. Но самое противное, что оно создает ощущение обмана. Я девять недель сопереживал героям, а на десятой выясняется что на самом деле все было не так и я переживал зря. Что я должен почувствовать? Что, Бернард? [1]

Сравните: вопрос, этично ли убивать робота, если в нем проснулся разум (или как вообще понять, проснулся или нет), не испаряется от того, что мы узнали в начале, середине или конце фильма. Никакое количество твистов не заставит его исчезнуть. Как говорил Воннегут, если у вас есть что сказать, не тяните, выкладывайте это сразу, на случай, если тараканы съедят последние страницы. Ну а вопрос «кто из героев робот» испарится сразу после конца серии.

Еще одна проблема с трюками в том, что их мало кто умеет проворачивать хорошо. Если твист слишком хорошо прятать, надо его делать максимально нелогичными, иначе догадаются раньше (вот этот вот смешной растяпа оказывается всё это время был секретным супер агентом — с чего бы?). То есть, либо логика, либо неожиданность.

В Westworld неожиданность побеждает в большим отрывом. На самом деле, есть ощущение, что настоящий детектив разыгрывается на форумах, где фанаты пытаются состыковать концы с концами до того, как хозяин лабиринта покажет следующий кусочек карты. Если это так, то это какой-то новый тип кино, конечно.

Ну а что с роботами? Очень трудно снять кино про такой парк и обойти стороной все «традиционные» вопросы робототехники. Удивительным образом сериалу это удается. Самая лучшая — первая — серия подавала надежду, но похоже, это только за счет того, что она обыгрывала фабулу фильма, ну и, зацепило, что ли, по неосторожности. Всё последующее удивительно лавирует между проблемами, раз за разом уворачиваясь от серьезного разговора либо в сторону загадочности, либо клиффхэнгера, либо эффектной перестрелки (резни, засады). Переживать роботам совершенно не получается, в основном потому, что нам не показывают толком, что и в какой последовательности с ними происходит, специально путают ради сюжета. Восстания, кажется, вообще не будет, его заменили глубокой тайной. Чувствуете, да? И то, и другое, вроде бы, сюжетный ход, но восстание отыгрывало человеческую самонадеянность, безответственность в играх в бога, красивая такая мифогеничная история, а тайна это просто то, что нам пока не сказали. Самосознание роботы, кажется, обрели, но они им как будто не нужно. Что с самосознанием, что без, ничего особо с ними не происходит. Игры в бога формально есть, фактически, опять же, очень много тумана, и кто в кого поиграл и зачем не очень понятно. Важно ведь (опять банальщина) не только, что Форд бог, но и что именно он делает, и почему, и как он им стал, и как это его меняет. Но это не показывают, потому что тайна.

И еще одна раздражающая черта — это фасеточная структура. Есть много сюжетных линий (5-7?), и каждую неделю показывают по маленькому кусочку из каждой. Если сложить вместе историю одного персонажа, получится, что она не такая уж и длинная. В ней не так много событий. А так как она растянута на 10 серий, часто бывают провисания, типа, вот, давно что-то не показывали Долорес, давайте покажем, что с ней всё в порядке, ну и показывают, как она переходит поле. Всё. Такая структура, по задумке, должна наводить глубину и масштаб (смотрите, сколько фигур, со скольких сторон мы рассматриваем проблему), но на деле скорее мешает всё это проживать. Вот мы видим Мейв, которая в очередной раз очнулась в борделе. Мы уже и забыли, что там с ней было в прошлой-позапрошлой серии, не так легко сделать усилие и сложить это в одну арку, чтобы пережить, почувствовать, как она меняется, что с ней происходит. Она вот сейчас ведет себя так, потому что она только что... Что? А хз, две недели назад было, не помню чем там дело кончилось.

Про героев с короткими линиями вообще повторяют одни и те же сцены по два-три-четыре раза. Я не против, чтобы герои переживали одни и те же события, но с ними хотя бы внутри должно что-то новое происходить каждый раз, а мы должны узнавать что-то новое. Есть прекрасные фильмы, играющие на этом эффекте, типа Haunter. Ну это азбука совсем же. Просто не хватило контента, и постоянное ощущение дня сурка теперь преследует сериал весь сезон.

Я не могу перестать представлять, насколько круче это всё бы получилось, если бы каждая серия была историей одного персонажа, от начала до конца. Они и так не пересекаются в фильме. Примерно как почему «Я, робот» это сборник рассказов, а не роман? Потому что очень много топиков, и связать их все в один сюжет нереально. Можно было бы каждую серию посвятить чему-то одному. И день сурка бы ушел, а случайные столкновения в коридоре создали бы нужный калейдоскопический эффект и всё это связали, как в «Шапито шоу». И вообще, мне противно убеждение, что зритель не станет ничего досматривать, если будут разные герои, а в конце серии не будет клиффхэнгера. Мне кажется, так даже интереснее.

Нет, я понимаю, что я сейчас предъявляю создателям претензию, что они сняли не такой сериал, как я хотел, а такой, как сняли. Что это нечестно. Разумеется, это не претензия. Они сняли, как умели. Но это не отменяет также, что я хочу того, чего хочу. И что потенциал безбожно просрали. Вместо серьезного разговора — путанное Lost-стайл приключение с картонными загадками и ну совсем уж бульварной интригой.


Мое пожелание — чтобы в десятой серии взорвали все нахрен вместе со штабом, а второй сезон делали в другом парке. В постапокалиптическом сеттинге. И другие люди. Винченцо Натали, кажется, свободен? Или, может, Пиццалато?

[1] Шучу, конечно. Там вообще некому сопереживать. Ни людям, ни машинам


  • 1
(Анонимно)
Винченсо Натали там как раз одним из режиссеров был.

  • 1
?

Log in