усы2

Стой под стрелой

Поступки и мысли, о которых могу вспомнить не краснея

Previous Entry Поделиться Next Entry
Инопланетяне строят дома. Нет
усы2
tonsky

Возможно, вам уже попадалась в интернете эта картинка:

Чего только про нее не пишут:

Что за престарелый дядя Валера? Забегая вперед, скажу, что и 40% взято с потолка (точнее, не с потолка, а из неправильного места).

По английскому интернету тоже гуляют байки:

Тут уже Deep Learning им «предлагает варианты».

Я про всё это пишу только потому, что мне картинка на глаза попалась из таких же ненадежных источников, и я, естественно, поначалу тоже впечатлился. Типа, возможность заглянуть в чужой разум. Насекомые из фильмов Кроненберга уже вот-вот будут строить нам машины и дома. Жить будем в сотах, потому что ТАК ОПТИМАЛЬНЕЕ. ВСЁ ТАКОЕ НЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ.

Оказалось городской легендой напополам с испорченным телефоном. Вот исходный пейпер и продолжение, в них «всё было не так»™. Основной фокус исследования не на найденной форме, а на возможностях 3Д-печати.

Амстердамская компания Arup взяла вот такой арт-проект:

и решила действительно, передизайнить крепежный узел. Никакого искусственного интеллекта, конечно, не звали, Deep Learning тоже не заходил. Начали с полнотелой болванки, вбили данные по предельным векторам сил и последовательно отсекали куски, где напряжение не возникало.

Конечно, это всё считалось компьютером, но:

  • По обычным формулам механики сплошных сред (или как это называется? Напряжения, упругость, итд). CADы уже сто лет как это считают и так.
  • Достаточно тупым оптимизационным итеративным алгоритмом. Параметром оптимизации взяли вес детали.
  • С огромным количеством ручного вмешательства.
  • Даже для 3Д-печати найденная форма потребовала ручной доработки (подпорки, ограничения на углы, части не могут висеть в воздухе)

Т.е. это не «компьютер предложил», а скорее компьютер помогал оператору искать решение, взяв на себя механическую работу.

Да, это всё очень впечатляет, но смысл телодвижений здесь только в том, что вот мы вроде как умеем 3Д-печатать нержавеющую сталь и поскольку мы это умеем формы теперь могут быть любыми. Дизайн-принципы, граничные условия, формулы, — всё осталось по-прежнему. Появилась возможность делать более хитрые формы, то, что раньше робот тупо не мог бы сварить потому что не мог бы подлезть в нужно место. А значит, появилось пространство для оптимизации. Это пока дороже, дольше (по их оценкам, одна деталь будет печататься 15 дней) и сложнее, но в будущем...

Более того, ребята даже не особо акцентируются на своих успехах в поисках формы. Они не разработали для этого какой-то специальный софт, скорее посчитали на том что было под рукой, как смогли. Даже впечатляюще маленький размер, получившийся во второй итерации (25% от исходного) вызван не успехами алгоритма, а тем, что они изменили крепление канатов и сделали их тоньше, что сделало всю конструкцию сильно легче. Т.е. вторая итерация — это далеко не «при прочих равных», если рассматривать оптимизацию конкретной детали.

Форма, кстати, не такая уж и особо выдающаяся, учитывая количество и разнонаправленность кабелей. Куда тянут — там и соединено. Остальное выкинуто.

Еще раз — впечатляюще, но не потому, почему пишут в интернетах. Это всё еще очень человеческий и очень практичный, функциональный дизайн.

Ну и про 40% и факт-чекинг. На картинке два «инопланетных» варианта. Ни один из виденных мной текстов, кстати, не объясняет почему. Крайний правый — это вторая итерация, в которой они взяли более тонкие кабеля и болты, что облегчило ВСЮ конструкцию на 40%. Имени «Валера» и возраста участников в пейпере тоже обнаружить не удалось.


  • 1
Ни один компьютер не придумывает концепцию.
Когда смотришь видео сборочных линий какой-нибудь тойоты, реально кажется, что они ожили, а завтра наштампуют терминаторов и захватят Землю.
А если разобраться - японцы лет 100 назад придумали оптимизацию на автопроизводстве.
Ну, что-то вроде "запас по длине резьбы на болтах не нужен. Болты должны быть выверены по длине так, чтобы при необходимом усилии затяжки ни на миллиметр из гайки не высовывались. Таким образом мы за 50 лет сэкономим металла на постройку двух контейнеровозов. При этом, также недопустимо, чтобы болты были короче, чем нужно для надежности крепления узла ибо надежность -превыше всего". Какое-то внедрение философии дзен на производстве (кроме шуток, сейчас уже вполне себе академическая теория и практика, даже в университетах преподают). Не помню, как точно называется, гуглите.
А все, что происходило последние 100 лет - это, по сути, перекладывание на робота дополнительных операций по приведению болтов в соответствие.
Но - никакой инициативы со стороны роботов замечено не было.

В общем, слухи о победе роботов в 100500-й раз слишком преувеличены журналистами.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account