Никита Прокопов (tonsky) wrote,
Никита Прокопов
tonsky

Categories:

Прошел Портал 2

И вот что интересно.

Первый Портал, помимо необычного геймплея, был очень цельным с концептуальной стороны. Игрока проводили через N комнат, специально составленных искуственным интеллектом для тестирования человеков — ни ради чего, просто проверяли способности. Что это, как не метафора компьютерных игр как таковых? Только обычно комнаты придумывают разработчики и свое присутствие стараются скрыть (плохо или очень плохо). Не удивительно, что всерьез воспринимать игры тяжело. В Портале же наоборот, искусственность и утилитарность окружения всячески подчеркивалась и даже смешное объяснение дано — вроде, это все вот этот компьютер развлекается. Замкнутый и цельный такой мирок, никаких вопросов.

Первый Портал делался силами восьми студентов, команду которых Валв купила целиком, когда увидела их первую игру. На второй бросили уже сорок не-студентов с задачей сделать «the best game we’ve ever done» и «made them think about games in a different way». В результате вся прекрасная конструкция первой части рушится под попсовым эпичным сценарием второй. Нам устраивают экскурс в устройство ГЛаДОС, психологию (фи), придумывают ей историю, проводят по закулисам и так далее. Разработчики, так удачно спрятавшиеся в первой части, торчат изо всех щелей во второй, убивая любую атмосферность на корню. Почему, скажите мне, даже когда я убежал из тестовых камер, площадки для телепотрирования продолжают появляться только там, где нужно пройти, а поперек непроходимой реки всегда в нужный момент лежит опрокинутый столб? В общем, сделано все, чтобы игра воспринималась как глупое смешное занятие для детей. В том же Фоллауте 2, например, из которого тут скопирована часть обстановки, персонажи сами понимали, что они живут в абсурдном и придуманном мире. Но у Валв все серьезно. Даже «шуточки».

Пессимистичный финал первой части прекрасно ложился на концепцию — за то, что ты прошел игру, ничего тебе не будет. Пошлость финала части второй трудно переоценить — тут и эпичная битва Ильи Муромца со Змием добра со злом, и финальные прощания-братания-сопельки, и танец пушечек, и песня ГЛаДОСа (?!)

Не скажу, что я совсем никакого удовольствия от второй части не получил. В конце концов, гигантские лаборотории, сайфай, разруха, очень красивый эффект битого стекла — все это рисовать в Валв умеют. Над парой загадок в конце подумал (хоть они и тут подпортили идею — разметили уровни подсказками). Но всю дорогу чувствовал себя глупо.

Кстати, битву против искусственного интеллекта помогал выиграть советский кинохит «Отроки во вселенной», а именно вопрос «А и Б сидели на трубе, А упало, Б пропало, кто остался на трубе?»



Обратите внимание на третий пункт: слышали звон, да не знаем, где он.
Tags: нытье, печально это все
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments