Сколько пользы от программиста?

В твиттере нарисовался тред про то, маппится ли работа программиста на прибыль компании. Естественно, прибежал сотрудник букинга с безаппеляционным утверждением, что если ты не померил свою прибыль, то пользы от тебя 0.

Меня такой взгляд на вещи всегда шокировал своей недальновидностью. Ну то есть есть миллион вещей, которые:

  1. нужно просто сделать, без них проект можно помножить на 0 (особенно это заметно на старте проекта),
  2. которые не приносят прибыль прямо сейчас, но если их не делать, угробят её когда-нибудь позже (ну тесты там, автоматизация, контроль качества),
  3. всякие репутационные штуки, которые копятся медленно и не трансформируются в конверсию прямо щас (пресловутое качество, надежность, эмоции, поддержка),
  4. синергия, когда суммарно N фич больше чем каждая по-отдельности,
  5. эксперименты, которые вообще говоря в среднем скорее ухудшают прибыль и отнимают ресурсы.

При этом естественно программист работает над проектом не один, на рост прибыли влияют все и делают это в параллель. Как выделить роль отдельного человека? Стало лучше потому что я запилил фичу или потому что отдел продаж постарался (непонятно это в обе стороны — и для программиста, и для отдела продаж)? Или сезон сменился? Или просто тема по каким-то общемировым причинам скакнула в топ?

Сколько денег принес компании Google сотрудник, реализовавший функцию Crop в приложении Photos? Или вот у Apple вышел iPhone X. Сколько денег принес программист, запрогавший свойство safe-area-inset-top? Давайте предположим, что у вас есть на руках все данные, к которым есть доступ у самой верхушки Apple. Как бы вы это посчитали? То-то и оно.

Даже в самых лабораторных условиях — пресловутом аутсорсе — когда четко известно, что за каждый час программиста компания получает, скажем, чётко $200, есть миллион смежных факторов — сам программист добавляет не только $200, но и отвечает за имидж компании перед заказчиком (а это будущие контракты), за имидж в ИТ-среде (привести больше людей или отговорить их), он может отвлекать коллег или помогать им развиваться, поднимать боевой дух или ухудшать его, решать проблемы заказчика или косячить и выбивать продление контракта — всё это в конечном итоге скажется не на том, сколько компания заработала в этом месяце, наверное, но может увеличить/уменьшить прибыль за год или на горизонте в несколько лет.

Да, есть ситуации, когда точно можно что-то померять (я бы всё-таки настаивал, что даже то, что можно в этих ситуациях измерить, это какая-то конкретная цифра, но очень далёкая от реального вклада, причем в любую сторону — как меньше, так и больше может быть). Но в целом эта цифра будет довольна бесполезна, как в силу своей абстрактности, так и в силу того, что она просто отражает очень маленький и узкий аспект жизни/продукта/бизнеса/производства. Это как температура тела — важный, безусловно, индикатор, но было бы странно строить план лечения ориентируясь только на температуру.

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.