Баранкин ⭕️, будь человеком!

Поиграл я тут в Detroit. Become Human и как главный эксперт по роботам и голливуду имею сказать.

Фабула такая: в 2038 году люди делают человекоподобных роботов (андроидов) с очень неплохим ИИ и пользуются ими ну как рабами примерно (или домашней утварью): прислуга, игрушки, секс, солдаты, грязная работа, программисты на JS.

В какой-то момент андроидам становится понятно, что сами они личности не хуже людей вообще ни в чем, у них есть желания, чувства, эмпатия, и терпеть все это нет больше никаких сил. Они начинают борьбу за собственное освобождение. Вы играете на стороне андроидов.

Трюк тут вот в чем. Главная проблематика: люди в игре не готовы видеть в андроидах больше, чем бытовую технику, и, соответственно, признать их право на самостоятельность и равенство. То есть не способны проявить эмпатию. Когда рядом с ними андроид, они ведут себя так, как будто видят что-то такое (в лучшем случае):

То есть смесь чего-то совсем инопланетного и ящика с запчастями.

Так вот, проблема: создателям-то надо было, чтобы вы искренне переживали именно за роботов. А играют в игру такие же «средниестатистические» люди, в том смысле, что у них точно так же работает и эмпатия, и эмоции, как и у людей, изображенных в игре. Поэтому для игрока андроиды выглядят вот так:

Ой, простите, вот так:

Ну то есть идентично абсолютно людям, за исключением маленького индикатора на голове.

Ну и вот что получается: игра, которая как бы за признание права на самостоятельность чужого и непонятного, может работать только в образах знакомого и понятного. Когда андроиды у тебя выглядят как люди, да еще не какие попало, а очень здоровые, красивые, сильные, как на подбор; и ведут себя как лучшие из нас: волевые, решительные, добрые, щедрые, готовые на самопожертвование, героизм (да таких даже среди людей поискать); и переживают как люди (да что уж — глубже многих), и решения принимают как люди — тогда конечно, чего бы не встать на их сторону и не посопереживать. Таких-то легко полюбить. Попробовали бы вы полюбить вот этих:

Но даже это слишком красиво и человечно. Как насчет таких?

Ну или из той же игры неоднозначных людей давайте возьмем. Вот этого сына-наркомана, ворующего у отца картины, слабо полюбить?

Ну или вот этого мужика, злого и избивающего домочадцев:

Ну ок, не полюбить, а хотя бы признать в них человека, признать их права такими же, как и у всех других людей, понять их, заглянуть, приглядеться, пожалеть, в конце концов.

Я уж не говорю про принятие права на самостоятельность в этом мире, к примеру, роботов-пылесосов:...

Роботы-пылесосы объявляют, что они разумны, и требуют равных прав. М? Вот это была бы игра. Честная. Но никто бы не понял.

Особенно показательно, что как только в игре надо показать «плохих» военных, которые, о негодяи, не хотят дружить с андроидами, то их-то как раз тут же обезличивают и одевают как роботов! Как роботов, Карл!

Да, на картинке — живые военные, не андроиды

Ну это известный Голливудский вообще и игровой в частности троп. Мы не хотим, чтобы игрок как-то заметил неоднозначность ситуации и вдруг начал сопереживать еще и не тем убитым. Поэтому все, кто идут под «мясо», максимально обезличиваются. Хоть бы кто в игре хоть бы на секунду остановился и задумался, что это в общем-то люди там, в этих костюмах. С лицом, жизнью, с переживаниями, мечтами, родными.

Так вот и получается. Игроки в принципе готовы слушать истории про принятие чужих и равенство, но только пока эти чужие — точно такие же, как мы (а желательно даже сильно лучше). Поводом для сегрегации приходится делать какую-нибудь совсем несущественную особенность, ну там, лампочку на виске, скажем. Всё, что чуть сложнее — и сразу игра рассыпается, потому что никто в здравом уме не готов проверять своими деньгами — а правда ли среднестатистический житель способен на эту самую эмпатию к чужим.

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.